«Бедность не порок, это школа жизни» – гласит современная пословица. Если обратиться к статистике, можно обнаружить, что в Украине проходить эту «школу» в большинстве своем выпадает на долю женщины.
«Хроническая» тема
Наталье Николаевне 50 с хвостиком. Но на ней, как она утверждает, еще можно пахать. В прошлом году их фирма распалась, и около двух десятков таких же, как она, отнюдь не дилетантов остались не у дел.
Центр занятости ей ничем не помог. Тренинги и рассказы о том, как обаять работодателя, – это одно, трудоустройство – другое. Звонила по объявлениям (вроде предложений масса), вежливо обещали пригласить на собеседование. И тишина. Результат: «Никогда не думала, что буду рада стать посудомойкой».
Ее дочь прошлым летом окончила институт. Та же история, только с одним отличием: везде нужны сотрудники с опытом, а у обладательницы диплома магистра, в котором сплошь приличные оценки, его нет.
Сейчас семья из трех поколений живет на пенсию бабушки.
По словам сотрудников Центра занятости Соломенского района (Киев) и Артемовского городского ЦЗ (Донецкая область), с которыми мы поговорили об истории моей знакомой, ее проблема типична. Хотя, казалось бы на первый взгляд, в разных регионах совершенно разная ситуация и разный контингент, но тенденции абсолютно совпали. Итак, женская безработица имеет следующие особенности:
– длительность поиска работы (гораздо дольше, чем мужчин);
– большой шанс уйти в домохозяйки навсегда (не все выдерживают марафон собеседований);
– женщин чаще увольняют, мужчины, как правило, уходят сами (равноправие во всей красе);
– в государственную службу занятости обращается больше женщин (около 60% от всего количества безработных);
– уровень безработицы среди женщин с высшим образованием выше, чем у соответствующей категории мужчин (32,8% против 25,2%);
– женщины часто даже не ищут высокооплачиваемую работу.
Среди причин, которые могут повлиять на потерю работу, есть и такие, которые закрепились в Украине, как «женские». Среди них не только воспитание детей, но, к примеру, уход за больными близкими.
В прошлом году в стране был зафиксирован стремительный рост уровня безработицы: по данным Госкомстата, за 9 месяцев этот показатель составил 9,3% – это «рекорд» с начала 2000 года.
Хотя цифры, которые приводит статистика, не совсем отражают реалии. Дело в том, что армию безработных пополнили вынужденные переселенцы, основная часть которых женщины. Чрезвычайно сложно отследить, как и куда они устраиваются, поскольку многие не обращаются в социальные службы и не регистрируются как перемещенные граждане. Оставшись без средств, они часто соглашаются на любую работу, и часто это самый неквалифицированный труд с зарплатой в «конверте», ведь работодатели, мягко говоря, не очень охотно берут выходцев из Донбасса и Крыма. Есть еще одна интересная тенденция: зарплату переселенцам и переселенкам заведомо занижают. То есть местные при прочих равных условиях получают больше.
Соотношение спрос-предложение для этой категории такое: по данным портала «Труд», который организовали для этих людей, вакансий 34645, а соискателей 843720 (цифры на 16 марта). Даже беглое изучение предложений свидетельствует: нужны водители, монтеры, слесари, трактористы. Крайне редко требуются медсестры, учительницы, социальные работницы, бухгалтеры и прочие «женские» профессии.
Перспективы улучшения ситуации на рынке труда слабые
Ситуация в сфере поиска работы на сегодняшний день имеет следующие особенности. Вот что говорит Оксана Мовчан, заместитель директора департамента рынка труда и занятости Министерства соцполитики:
– В 2014 году в сравнении с 2013-м на 15% уменьшилось количество вакансий, которые предлагают центры занятости.
Работодатель сейчас может найти сотрудника тремя способами. Первый – собственный кадровый аппарат. Второй – обращение в частные агентства, которые занимаются подбором персонала, а их сегодня, по нашим данным, свыше 10 тысяч, это без учета Крыма. Третий – обращение в государственную службу занятости. Есть мнение, что туда попадает около 20% от всех вакансий.
Поэтому перед нами поставлена задача в ближайшее время наладить сотрудничество между государственными и частными структурами, чтобы все работали по единым четким правилам игры, ведь частники сейчас никаких правил не придерживаются.
Что касается гендерной темы, вы же знаете, что в Законе «О занятости» прописано, что все соискатели работы имеют равные права независимо от пола и возраста. Да, мы понимаем, что есть сугубо мужские профессии, например строитель или электросварщик. Но работодатель не вправе указывать пол и возрастные ограничения в объявлениях типа «предлагаю работу». А нарушения сплошь и рядом, зайдите на любой сайт и убедитесь в этом. Но парадокс в том, что с 2013 года, когда Закон вступил в силу, ни одного обращения или жалобы по поводу того, что права женщин нарушены при приеме на работу, к нам не поступило.
О том, что ситуация на рынке труда в этом году будет ухудшаться, говорит руководитель секретариата, главный эксперт Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский:
– Уровень безработицы в 2015 году продолжит расти на фоне уменьшения численности госслужащих, сокращения внутреннего рынка рабочей силы, банковского кризиса, замораживания инвестиционных проектов и т.п.
Ему вторит президент Центра антикризисных исследования Ярослав Жалило:
– Уровень безработицы будет сохраняться фактически высоким. Стимулировать создание рабочих мест вряд ли удастся, как и значительную детенизацию занятости.
И последнее. Размер пособия по безработице в этом году повышать не будут, он «заморожен». Минимальная сумма, которую может получить человек, – 544 грн. Средний размер помощи по безработице в декабре составил 1232 грн. Как уже было упомянуто выше, основные получатели пособия – женщины.
Скромность на грани нищеты
История личного характера. Когда родители вышли на пенсию, моя опека и забота сводились лишь к тому, чтобы побаловать их чем-то вкусным, помочь решить крупные бытовые проблемы типа завоза стройматериалов на дачу.
Пять лет назад папы не стало. «Получу пенсию, куплю лекарства, заплачу коммуналку, и денег уже нет», – недоумевала мама. О заначках, как раньше, сейчас вообще речи нет. Давно стало нормой, что она покупает два яблока, 200 граммов печенья и т.д. Так как ни за что не хочет брать у меня «дотацию», пришлось взвалить львиную долю ее расходов на себя.
Все ее подружки такие же вдовы. Если собираются на «девичники», то никакими изысками друг друга не угощают – не на что. Ни на обновки, ни на билеты в театр, ни на туристические поездки денег у них нет.
Семейных пар в летах в нашем окружении почти не осталось. «У нас вероятность дожить до пенсионного возраста имеют почти 70% мужчин и 85% женщин», – говорит сотрудница НАНУ Лидия Ткаченко.
По данным Государственного комитета статистики, средняя продолжительность жизни в Украине составляет в среднем 70,4 года: для мужчин это 65,2 года, для женщин 75,5 лет.
Вот что пишет автор информационно-аналитического портала Inpress.ua Валентин Ковальский: «В настоящее время существует разрыв между размерами пенсий женщин и мужчин. Для женщин установлена нижняя граница трудоспособного возраста, они имеют меньшую продолжительность стажа, их зарплата в среднем почти на 30% ниже, чем у мужчин. Сегодня на 88 пенсионеров приходится 100 работающих, поэтому “дыра” между расходами и доходами ПФ составляет миллиарды гривен. Лет через десять один работающий будет содержать одного пенсионера».
Украина – страна со стареющим населением. За год она потеряла сразу 16 позиций в рейтинге наиболее комфортных для пенсионеров стран Global Age Watch Index. В списке, составленном HelpAge International, страна опустилась с 66 места сразу на 82. Ее обогнали даже Индия, Гана и Южноафриканская республика. Критерии – уровень доходов, здоровье населения, состояние окружающей среды, продолжительность жизни и обеспечение пенсионными выплатами.
Кстати, о выплатах. Минимальный размер пенсии сейчас 949 грн., к концу этого года он будет равен 1074 грн. Средний размер пенсии на 1 октября 2014 года, как сообщает пресс-служба ПФУ, 1670 грн. На эти деньги вынуждено жить более двух третей пенсионеров.
Реальную, а не номинальную динамику пенсий достаточно достоверно отражает долларовый эквивалент. Размер минимальной пенсии за год снизился со 119 до 38 долларов (данные на начало февраля 2015–го), но, учитывая чехарду с курсом гривны, соотношение грозит стать еще хуже.
Резкий рост цен привел к масштабному снижению покупательной способности населения, и пенсионеров в частности. Они стремительно нищают, балансируя на грани выживания. Возможно, 2015 станет годом очередной социальной катастрофы для малообеспеченных.
В очереди за субсидиями тоже в основном женщины
В очереди на получение субсидий в управлениях социальной защиты сплошь женщины. Большинство те, кому за…, следующая по численности категория – безработные, третья – одинокие мамы. Для всех субсидии – спасение.
Кабмин, выполняя условия МВФ, намерен в 2015 году поднять тарифы на жилищно-коммунальные услуги в три раза (реальный размер минимальной зарплаты за год снизился со 152 до 48 долларов, пенсий – см. выше). При этом льготы будут сокращены, их станут предоставлять, если коммунальные выплаты превысят 25% дохода семьи. Затягивание поясов – плата за газовую независимость от северного соседа. При этом посулы, что субсидии и компенсации получит треть населения страны, в первую очередь наиболее уязвимые слои, могут быть реализованы не полностью.
Решают ли проблему субсидии? Частично да. Но по данным Госстата, в прошлом году субсидии назначены 1,5101 млн. семей, или 89,5% от общего количества обратившихся и на 10,3% меньше показателя за 2013-й. То есть не все получают вожделенное. При этом 66,9% семей, получивших субсидии в декабре, состоят из одного человека. В основном старики, около трети среди них мужчины, а остальные – женщины. Это те самые овдовевшие или одинокие старушки, которые живут впроголодь, но исправно платят за коммуналку – так привыкли.
Средний размер субсидии на одну семью в декабре вырос на 60,9% по сравнению с декабрем-2013 – до 335,3 грн. Но три сотни сейчас и год назад – огромная разница. Спустя полгода эта разница станет еще больше.
Р.S. Получается замкнутый круг. Пенсии маленькие – нужны субсидии, безработным – пособие. Выплаты из госказны колоссальные, а ведь сейчас средства необходимы и на проведение реформ, и на военный комплекс. Может, не там ищем выход?
Текст и фото – Ольга Беспёрстова