Повага
  • Головна
  • Статтi
  • «Бьет – значит сядет!» — в Харькове прошел Марш женской солидарности
Статтi

«Бьет – значит сядет!» — в Харькове прошел Марш женской солидарности

«Бьет – значит сядет!» – с такого лозунга в Международный женский день харьковчане начали Марш женской солидарности против насилия. Маршрут символичный: от площади, которая ранее носила имя Розы Люксембург, до памятника Независимости на площади Конституции. Шествие шумное. Речевки, плакаты и сопровождение полиции привлекают внимание горожан. Вокруг много мужчин, спешащих с цветами или за цветами. Женщин, которых уже поздравили или только ждущих поздравлений. Собственно ради них – удивленных, кому и что не нравится в праздничный день – 8 марта активисты и активистки организовали марш. Каждым пройденным шагом марширующие утверждают: о проблеме насилия нужно говорить, если о ней молчат – не значит, что насилия нет.

CAM00164

Вера Черныгина, глава Харьковского женского объединения «Сфера»:

«Всегда 8 марта – это было такое пространство и время, когда женщины могли выйти на площадь и сказать о том, чем они довольны. В разные времена это были разные лозунги. Сейчас актуальна проблема насилия. Происходит героизация насилия, а мы хотим сказать, что оно не должно быть оправдано»

На марше семьи и друзья, женщины и мужчины, взрослые и дети. Всего около 70 человек. И все они решили вернуть 8-ому марта истинное значение – вместо поздравлений женщины с тем, что она женщина, напомнить о становлении женского движения борьбы за свои права. А в украинском обществе, где мамы, жены и дочери общественно закреплены как «слабый пол», умение отстаивать свое Я как никогда актуально.

CAM00161

Анна Шарыгина, одна из организаторов Марша женской солидарности против насилия:

«Статистика ООН говорит, что 93% жертв насилия в Украине на данный момент  это женщины. В быту они сталкиваются с 4 имеющимися видами насилия: физическим, сексуальным, психологическим и экономическим. И это то, что наше государство пытается как бы отодвинуть назад женщине и сказать – это приватная сфера. Мы не лезем. Вас же дома бьют. Это ваше личное пространство, мы не можем вмешаться. Молчать об этом нельзя. Есть очень красивые мифы, легенды о том, что якобы это идет от традиций. Вспомните народную пословицу: бьет – значит любит. Люди должны меняться. Если традиции ущемляют, то мы должны пересматривать такие традиции»

Традицию уважения к себе воспитывает семья Нелли и Леонида, они пришли с двумя детьми. Рассказывают: сына и дочку учат главному  тому, что они равны. Предупреждая будущее влияние общества, Нелли с улыбкой вспоминает, как собирала детей на акцию. Именно сегодня маленькая Вероника узнала, что еще 50-60 лет назад у нее не было бы права надеть брюки. Когда-то за ныне повседневную деталь гардероба приходилось бороться.

Нелли, участница Марша женской солидарности против насилия:

«Я думаю, это хороший повод по-новому начать отмечать этот праздник. И показать уже своим детям, что этот праздник значит, что все права женщин, которые мы сейчас видим, все это появилось благодаря этой борьбе. И каждый год нужно об этом помнить»

Леонид, участник Марша женской солидарности против насилия:

«Смысл мероприятия очень важен. А именно восстановление женщин в человеческих правах, потому что это, к сожалению, еще произошло не вполне. Я считаю, что от этого выиграют все. И в том числе и мужчины»

Один из основных лозунгов на марше: «Особисте – це політичне». Активисты и активистки именно этот баннер поставили во главе колонны не просто так. Большинство участниц акции постоянно сталкиваются с нарушениями прав как раз в повседневной жизни. Учеба. Работа. Отдых. Одежда. Поведение. Все ударяется об общественную модель: «какой должна быть женщина».

CAM00156

Светлана, участница Марша женской солидарности против насилия:

«Я тут, потому что  8 марта – это не праздник весны и цветов, нежности и материнства. Это немного другой праздник. Я лично здесь, потому что мне совсем не нравится, и я против того, чтобы на собеседованиях спрашивали о личном. Постоянно воспринимали женщин, как людей, имеющих только одну функцию – репродуктивную. Я против такого насилия. Я за равноправие».

P_20160308_120925

На всем продолжении пути акцию сопровождала полиция. Даже Марш женской солидарности против насилия пришлось охранять от проявлений этого самого насилия. На противоположной стороне активистов все время «сторожили» с десяток ребят с закрытыми лицами. Только вот подойти, забрать плакаты или загнать людей в метро, как на февральской акции, у так называемых сторонников патриархата уже не вышло.

Кстати, в 8-мартовском шествии приняли участие и те, кто шел на Анархо-феминистическом шествие в Харькове 14 февраля. Тогда на марше были провокации. Присутствующие вспоминают: когда напали молодчики, страшно не было, к агрессии были готовы.

марш 3

Мария Лозовая, организаторка Первого анархо-феминистического марша в Харькове:

«Я не могу сказать, что страх какой-то был. У меня это вызвало раздражение. Когда мы шли, в процессе того, как подходили к месту проведения, они пытались нам помешать, но мы вышли на проезжую часть. И даже пришлось лезть через забор для большей безопасности. Нам поступали угрозы в соцсетях. Мы хотели сделать наш марш более открытым. В результате совершено было нападение во дворах на 23 августа, они думают, что это хороший метод борьбы с нами. Но мы ушли с заявленного места проведения акции, и спустились в метро и скандировали наши лозунги. Получилось атмосферно. Такого, мне кажется, тоже никто не делал. Но нас и дальше преследовали. Все потому, что мы бьем удобные им стереотипы». 

марш 4

В этот раз участники и участницы мартовского марша пусть и под охраной, но спокойно прошли по запланированному маршруту, рассказали о наболевшем и поздравили друг друга с тем 8 Марта, которое в 1857 году в Америке положило начало борьбе за права женщин во всем мире.

Анна Черненко

Схожі записи

Всеукраїнський референдум: НДІ запрошує політиків/инь та громадських діячів/ок на публічне обговорення

Катерина Шаванова про роботу на перетині сфер, дослідження у Чорнобилі та виклики війни

Інна Наливайко

Изабель Магкоева: «Феминизм оказывается даже более радикальным, чем антикапитализм»