«Женщины, работайте спокойно – вы не хуже. В том смысле, что абсолютными непрофессионалами бывают и женщины, и мужчины-журналисты. Поэтому, существенной разницы, ты – мужчина или женщина, для профессии нет: у украинской журналистики настолько серьезные системные проблемы, что вопрос гендерных различий практически смыт отсутствием профессионализма как такового». Это мужское мнение вдумчивого читателя в очередной раз поставило под сомнение, но не отменило полностью проявления негласного мужского шовинизма в профессии, которая, при этом, все больше становится женской.
Зависят ли друг от друга проблемы гендера и профессионализма в журналистике? На сегодня практически нет научных исследований о том, как конкретно проявляются гендерные особенности в форме и содержании журналистских материалов. В основном, ученые исследуют гендерные стереотипы при освещении женщин в СМИ. Еще меньше информации о влиянии на журналистику природных особенностей мужского и женского. В частности, как проявляется в работе потребность женщины описывать реальность. Столько же вопросов по поводу влияния на современную журналистику потребности мужчины и мужчины-журналиста, в том числе, активно этот мир переделывать. Зависит ли от гендерного баланса качество журналистики в целом, кто все же лучше, интереснее, важнее, с точки зрения генерации идей, замыкания контекстов – пока могут оценивать лишь работодатели, коллеги и читатели. Дополнительная сложность разве что, в том, что аудитория в большинстве своем плохо различает хорошую и некачественную журналистику. Но это – уже проблема стереотипов читателя.
Мужские трудности журналистской профессии
О феминизации как устойчивой тенденции еще в 2011 году говорила Ольга Смирнова, руководитель Центра гендерных исследований СМИ факультета журналистики МГУ. Действительно, женскость журналистики проявляется уже на входе в ее мир: на большинстве факультетов достаточно давно соотношение девушек и парней перевалило за пропорцию 80/20. Касается это и самых престижных на просторах СНГ факультетов, например, факультета журналистики МГУ, наблюдается этот процесс и в украинских регионах. В частности, в запорожских вузах. Так, в Запорожском нацуниверситете соотношение на курсе девушек и парней – примерно 10 к 2. Почему так?
Российская исследовательница гендерных вопросов в медиасреде Елена Соколова, в начале 2013 года так описала провинциальную медиасреду России, в чем-то подобной к среде украинской: женщины составляют большую часть редакционных коллективов в региональных печатных изданиях, они и главные редакторы, и разработчики традиционно «мужских» тем: освещение политических, экономических событий. Журналисты-женщины пишут для женщин и о женщинах. Немногочисленный мужской состав редакций в большинстве своем либо постпенсионного возраста, либо молодые люди до 30 лет. Из-за доминирования женщин в провинциальной медиасфере возникает опасность приниженного положения мужчин, отсутствует адекватное освещение гендерных отношений, остается консерватизм в понимании и освещении гендерной проблематики.
«З урахуванням того, що журналістика надзвичайно складна, ми, чоловіки, в такому розподілі сил виявляємо свою власну суть. Ми цю роботу не дуже полюбляємо – чорнову роботу, якої дуже багато в журналістиці, дрібну, на перший погляд: зібрати, систематизувати, виписати. І подальше навчання виявляє цю тенденцію: дівчата більш прискіпливі, працелюбні, відповідальні», – говорит заведующий кафедрой журналистики ЗНУ Виктор Костюк.
По мнению политобозревателя газеты «МИГ», преподавателя КПУ Владимира Москаленко, все дело – в, своего рода, филологическом женском царстве: «Сьогодні переважна більшість студентів на факультетах журналістики, принаймні, у Запоріжжі, – дівчата. Зрештою, як і більшість викладачів. Можливо, справа в тому, що майже всі новостворені факультети і відділення журналістики народжені в надрах філологічних факультетів. А там давно – «жіноче царство». З іншого боку, мабуть, більшість чоловіків приходить у журналістику не з філфаків чи журфаків: вони знаходять якісь свої двері».
Профессионализм пола не имеет
В чем-то унизительная филологичность профессии, непрестижность, «женская любовь к сплетням», которая реализуется в профессии, и отсутствие достаточного дохода – вот основные причины, почему мужчины не хотят идти в журналистику с точки зрения начинающих медийщиков. Мнения почти трех десятков опрошенных студентов факультета журналистики колебались от «Тому що чоловікам не потрібне почуття напруги, стресу, їм потрібна професія, де їм спокійно і вони розуміють, що відбувається» до «Більшість чоловіків просто боїться цієї професії. Жінки ж більш нестабільні в житті, тому їм потрібні постійні емоції та зміна обставин». Из этих отличий мужчин и женщин, в том числе, произрастает и разница между «женской» и «мужской» журналистикой.
Рейтинг основных отличий «мужской» и женской» журналистики: мнения начинающих журналистов
Мужчины пишут лаконичнее, четко и по сути | Женщины стараются сделать текст эмоционально окрашенным |
Мужчины – более смелые, их можно отправлять в «горячие точки» и зоны конфликта, чаще идут на риск | У женщин-журналистов более развито чувство самосохранения |
Мужчины становятся более популярными, влиятельными и известными | Женщине-журналистке больше поблажек, поощрений в работе |
Мужчины – глубже анализируют | Женщины больше пишут сентиментальных историй |
Мужчины – более объективны, внимательны и адекватны | У женщин – больше эмоций |
У мужчин качественнее тексты | Нет разницы межу текстами мужчин и женщин |
Мужчины пишут тексты с одной эмоцией, мужская журналистика спокойнее | Женщина может закатить истерику |
Мужская журналистика интересна логичностью, эмоциональной стойкостью | Женская журналистика обладает большей эмоциональностью, может раскрыть проблему с необычной стороны, потому что все пропускает через себя |
У мужчин больше конкретики, меньше субъективизма | Женщины иначе ощущают мир, более субъективны |
«Я думаю, що на психологічному рівні гендерна різниця в журналістиці є: вона – у сприйнятті інформації, поданні, але що стосується принципів журналістики, то жінки в ніякому разі не є слабкішими. Чоловіча і жіноча журналістика може відрізнятися за проблематикою, емоційним забарвленням, але вміння глибоко проаналізувати, бути професіоналом – це не вимірюється категорією: автором є жінка чи чоловік», – считает педагог по призванию Виктор Костюк.
«Професійні цінності в головах жінок і чоловіків розподіляються однаково. Мені здається, що про відмінність «жіночої» і «чоловічої» журналістики можна говорити хіба на початку діяльності молодих журналістів. Потім, коли вже завершився етап становлення журналіста як професіонала, я думаю, стать перестає бути чимось визначальним. Зрештою, високофахові журналістські розслідування, як і вузькопрофесійні матеріали, тексти, від яких щемить серце, стискаються кулаки, хочеться обійняти весь світ чи навертаються сльози, пишуть і чоловіки, і жінки. І нема тут ніяких пропорцій чи гендерної нерівності. Тут тільки талант. І все», – размышляет журналист Владимир Москаленко, который много лет работает под руководством женщины-главреда.
«Бабло» как фактор феминизации журналистики
Алексей Шалайский, основатель и главный кормчий проекта «Наші гроші», который занимается мониторингом и анализом тендеров, называет главную причину оттока мужчин из профессии – деньги. В его редакции женщин-исполнителей больше, чем мужчин. «Основне, чому дівчат стало більше, це важкі економічні часи – мужики мають заробляти гроші. А журналістика не асоціюється з місцем, де заробляють гроші. Навіть, якщо чоловік пішов у професію, то він одразу хоче побільше грошей – і, в результаті, побачивши, що вони з’являються тільки після багатьох років писання, йде в піар, рекламу тощо. Разом із тим, кількість дівчат на ринку перетворилась в якість. І якщо раніше було не так багато дівчат, наприклад, розслідувальниць, то зараз їх – повно. Єдине, де є брак дівчат – це в складній економічній журналістиці: банки, металургія, макроекономіка, IT. Можливо, це залежить від особливостей мозку. Тобто чоловікам більше подобаються логічні конструкції. Але головне, все ж таки, те, що в цих сферах журналістики набагато більше грошей – від так званих «заказух» до зарплат. Разом із тим мала кількість хлопців привела до того, що в різних галузях реально бракує фахових журналістів. Коротше, «бабло рулить». Зрозуміло, що вся ця система має багато винятків. Щодо нас: ми просто не знайшли хлопців, бо в нашій сфері вони коштують дорожче. Це – чиста економіка», – говорит руководитель проекта «Наші гроші».
«Женщины и журналистика – как гений и злодейство: двести лет назад были вещами несовместными, сто лет назад были смелым вызовом, а сейчас – это практически единственно возможная норма. Хотя бы потому, что сейчас их больше из-за банального материального аспекта – низких зарплат отрасли, – считает копирайтер Олег Жорников, раньше работавший в журналистской сфере. – Мужчин-журналистов обычно сразу выхватывают на более серьезные, в том числе, административные должности. Кроме того, мужчин может отталкивать отсутствие в нашем обществе заметного влияния у прессы. Поэтому в журналистике остаются, в основном, женщины, которых влияние особо не интересует, и которые часто вообще не понимают, что происходит вокруг. Это похоже на процесс вымывания золота из оборота: если в ходу золотые монеты – они исчезают первыми».
«Женщины вообще созданы для любви, но как профессионалы они могут ни в чем не уступать мужчинам. Правда, мужчинам все-таки нужны деньги, а в журналистике их нет,» – совсем не шутит главный редактор запорожского еженедельника «Прав.Да» Валерий Зотов. У него, можно сказать, уникальная редакция: в штате работает пять парней и ни одной женщины-журналистки. Как случился такой вызов тенденциям? «Эта наша «мужская» особенность – ситуативная. В газете работали и девушки. Это стереотип, что женщины не могут писать на серьезные темы. Я бы даже назвал это обманчивым субъективизмом. Сейчас вообще все смешалось в мире: женщина и футбол? мужчина и косметика? Это совместимо? Но для меня второстепенно, кто, о чем опишет. Главное – профессионализм и честность, независимо от пола. Возможно, проблема в том, что мужчина – прагматик и сразу хочет быть миллионером. А журналистика, в лучшем случае, может сначала, и то, не сразу, дать ему имя, и только потом – деньги. При этом, я не согласен, что журналистика не престижная профессия. Сегодня – это профессия переднего края и по своему интеллектуальному уровню превосходит многих».
Журналистика завтра: чем сердце успокоится
Еще немного и «гендерный вопрос» рассосется сам собой. Журналистка с 20-летним стажем Ольга Боглевская видит эту перспективу через призму все того же материального компонента и развития современных технологий: «Он исчезнет, лишь только мужчины окончательно откажутся участвовать в таком хлопотном, неблагодарном и низкооплачиваемым деле, как работа в медиа. Особенно это касается местных, не киевских СМИ. И я понимаю коллег: не очень приятно быть главой семейства, представителем «сильного», «ведущего» пола (в Украине мужской пол по-прежнему считают таковым), без хорошей зарплаты и положения в обществе. Мне кажется, среди журналистов-мужчин доминирующее место в профессии удерживают только фотокорреспонденты и телеоператоры. Не по идейным или творческим соображениям, а просто потому, что девушке трудней носиться с аппаратурой. По мере развития технологий, минимизации веса гаджетов, снижения отраслевых стандартов, когда фото, сделанные профессиональной камерой, окончательно переведут в категорию высокого, но не востребованного редакциями искусства – исчезнет и эта проблема…» По словам Ольги, в скором будущем у мужчин-репортеров останутся чисто физические преимущества: мускульная сила, выносливость, способность быстро бегать, которые в последние три – четыре месяца оказались крайне важными для журналистов в Украине. В остальном разницы не будет – что в репортёрском и редакторском искусстве, что в медиаменеджменте…
Наталия Выговская