Повага
Дайджест

Взлет (и падение) женщин-редакторов

Являются ли показатели гендерного равенства в управлении новостными редакциями подтверждением хрупких достижений в сфере, где упорно доминируют мужчины? Из проекта Редакторского портала #TrendsInNewsrooms Глава 6 ОТЧЕТА SFN Trends in NewsRooms.

0edc802791e98d6cc26cdd9a07288c62efd08e60

Громкий и неожиданный уход двух ведущих женщин-редакторов — Джилл Абрамсон, исполнительного редактора The New York Times, и Натали Нугеред, главного редактора французской Le Monde — в мае 2014 г., когда подготовка этой статьи уже подходила к завершению, заострил внимание к успехам и неудачам в достижении гендерного равенства в новостных редакциях во всем мире.

Абрамсон, в частности, оставила заметный след благодаря подготовке и продвижению старших редакторов‑женщин в своей редакции. По мере появления новых подробностей относительно того, как и почему Абрамсон и Нугеред потеряли доверие основных сотрудников и издателей, мы будем продолжать изучение этого вопроса и пытаться установить, являются ли реальными и устойчивыми те успехи, которые были достигнуты в последнее время ведущими газетами, или же прогресс в обеспечении гендерного равенства среди руководства в сфере новостей на самом деле является настолько же хрупким, насколько в ней закреплено мужское доминирование.

Элиза Лис Муньос, исполнительный директор Международного фонда женских медиа, заявила во время работы Всемирного форума редакторов: «Мы никогда не узнаем, что стоит за увольнением Джилл Абрамсон.

Но мы точно знаем, что женщины занимают менее четверти высших руководящих должностей и менее трети управляющих должностей в американских СМИ, по данным Глобального отчета МФЖМ о положении женщин в средствах массовой информации. В связи с таким недостаточным представительством каждая из представительниц имеет гораздо большее значение — и тогда, когда они поднимаются, и тогда, когда падают».

Это заявление напоминает об Аманде Уилсон, которая стала первой женщиной — главным редактором The Sydney Morning Herald за 180 лет, через несколько дней после того, как Абрамсон разбила «стеклянный потолок» в The New York Times. Уилсон ушла в отставку при спорных обстоятельствах — всего лишь через полтора года после назначения на должность редактора.

«Да, мужчин-редакторов увольняют или продвигают, но беда для женщин-лидеров в том, что сам факт того, что должность занимает женщина, вызывает злобную реакцию. Чем сильнее женщина, тем она ядовитее» — написала она в Guardian после увольнения Абрамсон. На международном уровне, исследования показывают, что женщины по-прежнему недостаточно представлены в управлении новостными изданиями и слабо представлены — в связи со стереотипами и недостаточным цитированием в качестве источников — в сфере новостного контента. В недавнем докладе ЮНЕСКО было отражено, что во всем мире женщины занимают чуть более четверти высших руководящих должностей в сфере масс-медиа. По данным исследований, проведенных в Австралии в рамках проекта «Женщины в медиа», в котором автор этой главы принимала участие в качестве партнера, женщины занимали только 12% постов главных редакторов крупных национальных и городских газет. В Великобритании этот показатель составляет лишь 16%, а аналогичное исследование в Южной Африке показало, что женщины занимают редакторские должности в 31% национальных изданий. Между тем в США Американское общество редакторов газет сообщает, что только 10% должностей «наблюдательного или высшего уровня» в новостных редакциях занимают женщины, а в отчете «Положение женщин в СМИ США в 2014 г. », подготовленном Женским медиа-центром (Women’s Media Center — WMC) отмечается упорное гендерное неравенство в высших эшелонах новостного бизнеса.

ff086b4160c559a874b51719790bab5aa8b0b77e

В New York Times, несмотря на увольнение Абрамсон, есть свидетельства заметных перемен в высшем руководстве редакции: «… происходят значительные изменения, и в будущем среди сотрудников, возможно, будут преобладать женщины, а не мужчины», — сказала Джанет Элдер во время работы Всемирного форума редакторов еще до увольнения Абрамсон. Элдер была назначена заместителем главного редактора в 2013 году, и в настоящее время она занимает самую высокую должность среди женщин в редакции New York Times после ухода Абрамсон.

9758b1c817e8a4655ab3157c5a11f839c821b5ca

Абрамсон, которую в 2011 году назначили исполнительным редактором NYT, стала первой женщиной, которая получила эту должность за 160‑летнюю историю газеты. Дин Баке, управляющий редактор [ставшая первой афро-американкой на должности исполнительного редактора NYT, вместо Абрамсон], приложила много сил для продвижения талантливых женщин в на высшие руководящие должности в редакции», — сказала Элдер. «Кроме работы в руководстве издания, женщины в настоящее время управляют основными отделами и сферами освещения новостей — «Вашингтон», «Национальные новости», «Культура», «Книжное обозрение», «Наука и техника».

На самом деле, перед увольнением Абрамсон The Times отмечала важное этапное событие — достижение 50‑процентного представительства женщин среди высшего редакторского состава. В настоящее время от этого достижения произошел некоторый отход, но Элдер утверждает, что в The Times идет процесс драматических изменений, отражающих перемены в демографии и в стратегическом управлении редакции. «В прошлом мужчин чаще, чем женщин, назначали на некоторые из самых желанных рабочих мест в журналистике — на иностранные репортажи, политические кампании, журналистские расследования. Эти рабочие места, в свою очередь, часто способствовали карьерному росту сотрудников, вплоть до руководящих должностей», — заявила она на ВФР .

«В настоящее время, некоторые из самых опасных репортерских заданий в нашей редакции — Иерусалим, Бейрут и Южная Африка — получили женщины, причем у некоторых из них есть маленькие дети. Это само по себе представляет собой огромную перемену». Тем не менее, в своем докладе за 2014 год WMC установил, что среди 10 ведущих американских газет самый низкий показатель по количеству опубликованных материалов, подготовленных женщинами – у New York Times, где 69% авторов — мужчины. Абрамсон открыто признала наличие этой проблемы и пообещала обратить на нее внимание — до своего увольнения.

45ebd64429d7310d0616de56cd7c148d223b1122

В интервью с исследователями WMC она также указала на малочисленность женщин, претендующих на технологические рабочие места в новостной сфере, как на растущую проблему, которой необходимо уделять внимание, так как редакционные и технологические роли в редакциях становятся все больше интегрированными.

Тем не менее, новый главный редактор guardian.com Джанин Гибсон указывает на подвижки в цифровой сфере: «… Руководящие должности занимает все больше женщин, сейчас невероятно просто обеспечить управленческую группу, состоящую полностью из женщин. И я думаю, что это отчасти связано с гибкостью и полными изменениями, которые предоставляет цифровая журналистика», — сказала она во время

работы Всемирного форума редакторов.«По мере приближения к эпохе, когда речь будет идти не о том, что мы делали в течение последних 200 лет, а о том, что мы собираемся делать на следующей неделе и в следующем месяце, а еще о том, что может пойти не так, и мы снова изменим это; это позволит женщинам разных поколений выступить и сказать: «я знаю, как это исправить», и это прекрасно».

Материнство и управление редакцией

Хилли Джейнс, писатель и бывший менеджер высшего звена в таких британских изданиях как Times, Independent и Prospect, связывает проблему недостаточной представленности женщин на руководящих должностях в Великобритании с рабочей средой в редакциях, где от сотрудников на ответственных должностях требуется долгий, ненормированный рабочий день. В связи с чем им сложно совмещать работу с заботой о детях, в которой женщины продолжают играть ведущую роль.«Женщины, которые берут перерывы в карьере, могут потерять уверенность в себе, а с появлением постоянно меняющихся цифровых и социальных медиа удерживать темп становится все труднее, что еще больше подрывает их уверенность в себе», — сказала Джейнс на Всемирном форуме редакторов. Она отметила, что в тех сферах, которые обеспечивают больше времени для семьи, женщины с намного более высокой вероятностью будут «доминировать на всех уровнях».

Джейнс повторяет мнение Операционного Руководителя FT.com Лизы Маклауд, бывшего главного редактора Financial Times, которой удается совмещать успешную управленческую карьеру с материнством. «Как новичок и как женщина, ставшая матерью довольно поздно, я вдруг поняла, почему столько женщин как бы исчезают после рождения ребенка…

Мои коллеги-женщины, [у которых] нет семьи, продвигаются вперед и вверх. Те, [у которых] она есть, должны сделать выбор: пожертвовать ли карьерой в пользу меньшей продолжительности рабочего времени, сокращенной рабочей недели, рабочего времени, удобного для детей», — сказала она. «Это может занять всего лишь пять лет или около того, но этого достаточно, чтобы стать причиной серьезного отката с точки зрения карьерного роста. Даже самая благожелательная организация не может устранить влияние такого выбора на карьерное продвижение сотрудников‑женщин».

Эту точку зрения разделяет Джанет Элдер из NYT. О на возглавляет редакционный Комитет по развитию карьеры, который занимается вопросами разнообразия, интеграции и продвижения женщин по службе.

«Мы по-прежнему боремся с некоторыми структурными вопросами, которые, похоже, больше удерживают женщин, а не мужчин, от желания перейти на редакторскую должность», — сказала она. И добавила, что могут быть необходимы структурные изменения: Многие из наших редакторов привязаны к производственному графику, а это означает, что они в меньшей степени управляют своим временем, чем репортеры. Для некоторых это является серьезным препятствием. Мы начинаем думать над тем, как можно было бы поэкспериментировать с графиком».

По мнению Маклауд, если новостные организации серьезно относятся к продвижению женщин на руководящие должности в редакциях, им необходимо проявлять больше гибкости по отношению к женщинам с детьми.

«… Думаю, что компании могли бы более гибко разрабатывать способы обеспечения удобных условий работы для матерей. Одно я знаю наверняка: нельзя недооценивать то, насколько эффективно женщины могут совмещать семью и карьеру. Из-за того, что времени становится крайне мало, эти женщины работают на полную мощность в течение всего рабочего дня. Они не могут там находиться 14 часов, но восемь часов они работают в полную силу, причем очень умело выполняют несколько задач одновременно».

Упорство Маклауд также считает, что женщинам-журналистам нужно быть более настойчивыми: «Сейчас это уже немного устарело, но Шерил Сандберг, Операционный директор Facebook, полностью права, призывая женщин к «упорству» — занимать место в первом ряду, садиться за стол в зале заседаний, а не на задних местах, высказывать свое мнение, не занимать примирительную позицию, заставлять себя слышать. Простая, но действенная тактика».

В частности, она указывает на то, что женщинам все еще нужно быть более бедительными в продвижении своих возможностей и в требованиях равной оплаты: «… большинство женщин менее агрессивны, чем мужчины, во всяком случае, в требовании равной оплаты за равный труд, и они менее уверенно ведут себя при обсуждении своего положения на работе. Это широкое обобщение, но я в течение трех лет наблюдала это на собственном опыте, в качестве главного редактора FT. Однажды мне пришлось фактически учить сотрудницу тому, как нужно просить прибавки к зарплате — у меня же!» [Хотя на момент подготовки этой статьи конкретные обстоятельства увольнения Джилл Абрамсон оставались неясными, в этом контексте стоит отметить сообщения, что она была уволена в связи с требованием равной оплаты с ее предшественником-мужчиной.]

Вторя принципу «настойчивости» Сандберг, газетный издатель Беата Касале из Ботсваны сказала на Всемирном форуме редакторов: «Женщины должны стать заметными. Средства массовой информации касаются заметности. Если они займут задние места, никто не узнает, что они есть. Они должны стать более настойчивыми». Касале — издатель и бывший редактор The Voice, одной из семи медиа-организаций в Ботсване, в недавнее время объединившихся для разработки и воплощения общей гендерной политики, направленной на широкое распространение равенства в редакциях. Она сказала, что в редакциях в Африке «На ключевых руководящих должностях в отделах новостей женщины отсутствуют.Хотя некоторые женщины работают журналистами, большинство из них заняты в канцелярских отделах, в отделах распространения, рекламы и уборки».

Ее совет: « [Женщины] должны быть более настойчивыми. В The Voice женщины занимают руководящие должности — издатель, редактор, директор по рекламе и маркетингу, директор-распорядитель, менеджер по рекламе и редактор отдела — это все женщины. Редакционный фотограф — женщина». Хотя Касале говорит о женщинах как о врагах самим себе — «Придя к власти, они забывают о гендерной проблематике» — она признает, что неравные обязанности по уходу за детьми влияют на продвижение женщин по службе. «Почему именно женщина всегда ведет ребенка в больницу? Где отцы?» — спрашивает Касале.

«Менеджеры-мужчины должны обеспечить наличие политики, которая удовлетворяла бы потребности женщин относительно заботы о детях, так как в большинстве случаев менеджеры-мужчины перекладывают эти обязанности на своих жен», — утверждает она.

8c85fcc95c5279a31b3d2b261686512be2505b39

Таким образом, что, кроме «упорства», могут на практике предпринять женщины, стремящиеся стать редакторами, чтобы ускорить свое прохождение по карьерной лестнице? Маклауд из FT.com рекомендует использовать любую возможность для управления событиями или людьми: «Чтобы быть менеджером, вам не обязательно нужна группа сотрудников. Предложите себя для выполнения проекта, совместных инициатив, берите на себя работу, которую другие делать не хотят — во всех этих случаях вы получите представление об управлении людьми, временем, процессами и изменениями», — предлагает она. «Читайте об управлении, смотрите, как другие справляются с разными ситуациями, задавайте вопросы. Чем чаще вы это будете делать, тем лучше у вас будет получаться, и тем вероятнее именно вас выберут для руководства группой».

Бывший главный редактор Sydney Morning Herald Аманда Уилсон говорит, что также очень важно найти надежного наставника. «Не хочу разубеждать женщин в их стремлении к лидерству, но я бы настоятельно рекомендовала им подготовиться…, найдя хорошего наставника — даже на платной основе — чтобы получать объективную оценку в безопасной обстановке.

Большинство женщин-руководителей, с которыми я встречалась с тех пор, как вошла в их ряды, рассказывали мне, что у них были и есть наставники. Без такой помощи я продвигалась с трудом и, вероятно, допустила много ошибок из-за этого».

Джанет Элдер из New York Times признает, что «…все еще нужно выполнить много работы, которая требует времени и тщательного управления».

«В New York Times работали женщины, готовые к лидерству. Их карьеры развивались в течение долгих лет. [Бывший исполнительный редактор] Джил Абрамсон работала руководителем бюро в Вашингтоне, а затем восемь лет провела на должности управляющего редактора. Один из заместителей редактора, Сьюзен Чира, восемь лет работала в качестве редактора отдела зарубежных новостей, прежде чем ее перевели в группу руководителей [то есть тех, кто указывается в реквизитах газеты].

И это обязанность не только Times, утверждает Элдер. «Очень важно, чтобы и мы, и другие новостные организации продолжали активно воспитывать новое поколение женщин-лидеров, чтобы они были готовы, когда придет их время».

Размышляя о шансах женщин получить высшие должности (или подвергнуться быстрому увольнению) в контексте кризисов в отрасли, Уилсон утверждает, что гендерное равенство на уровне главного редактора становится сегодня еще более важным. «Будущее новостных организаций неопределенно. Тем не менее, я считаю, что если СМИ хотят сохранить свою актуальность для всех своих читателей, зрителей и слушателей, они должны воспринять идею гендерного равенства, назначить цели и поддерживать женщин. Для бизнеса это имеет смысл».

Между тем, у нас есть еще один случай для наблюдения, в Саудовской Аравии: The Saudi Gazette впервые на должность редактора назначила женщину, Сомайю Джабарти. «В «стеклянном потолке» возникла трещина. Надеюсь, что она станет дверью», — сказала Джабарти в интервью Al Arabiya News в феврале.

Как мужчины могут помочь женщинам пробить «стеклянный потолок»?

Azrul Ананда, президент и директор индонезийской газеты Jawa Pos, рассказал Джули Позетти о своем подходе к обеспечению гендерного равенства.

«Мы хотим, чтобы все сотрудники Jawa Pos понимали важность женщин-читателей… Чтобы это обеспечить, каждый четверг все сотрудники должны носить розовую униформу. Кроме того, все сотрудники [проходят] специальные занятия… чтобы лучше понимать женщин и женские проблемы. Если они не участвуют в этой программе, они не получают права на повышение зарплаты!»

ВСЕМИРНЫЙ ФОРУМ РЕДАКТОРОВ: Каково ваше мнение как генерального директора Jawa Pos о текущем положении женщин в редакциях — в том числе в вашей собственной?

АЗРУЛ АНАНДА: Исторически у Jawa Pos никогда не было проблем с гендерными вопросами. На самом деле, до недавнего времени два из трех постов высших руководителей занимали женщины, включая предыдущего генерального директора до меня. В настоящее время многие из наших самых важных репортеров, редакторов и

менеджеров — женщины… все сотрудники раздела Jawa Pos «Для нее» (посвященного женщинам) — женщины, причем этот раздел газеты является одним из самых важных. Должность менеджера по распространению и продажам в настоящее время занимает женщина (что практически никогда не происходит в Индонезии), как и должность менеджера по рекламе!

Почему для женщин важно продвигаться по карьерной лестнице до редакторских и руководящих должностей в структуре новостных издательских организаций?

Мы никогда не рассматривали гендерные вопросы как проблему. Исторически женщины занимали руководящие должности в газете, и я полагаю, что так будет и в дальнейшем. В последнее время мы еще лучше поняли, почему важны женщины-читатели. Многие исследования газет обычно показывают, что среди читателей газет доминируют мужчины, [но] в 2013 году Enciety Business Consult (ведущая социологическая служба в Индонезии) установила, что женщины составляют 49% читателей Jawa Pos! Так что в настоящее время соотношение практически 50/50!

Каковы основные препятствия в продвижении женщин к высшим руководящим должностям в редакциях, по вашему опыту?

В Jawa Pos никаких препятствий для карьерного роста никогда не было. Мы продвигаем людей в зависимости от заслуг, и неважно, является ли новый руководитель или начальник мужчиной или женщиной. Особенно сейчас, когда большинству руководителей меньше 40 лет (я генеральный директор, и мне 36), поэтому мы представляем новое поколение, у которого нет никаких проблем в отношении пола. Часто сотрудники Jawa Pos «перепрыгивают» карьерные ступени, если он или она достигают особых успехов.

Вы прочитали главу из книги «Тренды развития ньюзрумов 2014» (Trends in Newsrooms 2014), которую ежегодно выпускает Всемирная Газетная Ассоциация WAN-IFRA. Перевели с английского Украинская Ассоциация Издателей (УАИПП), Гильдия Издателей Периодической Печати (ГИПП), Ассоциация Независимых Региональных Издателей Украины (АНРИУ).

Схожі записи

Чоловічий комплекс

Хто представлятиме інтереси жінок у Верховній Раді України нового скликання?

Життя європейців: гендерна рівність в Швеції