Повага
Статтi

Маленькая кухня — последствие эмансипации

В современном мире тяжело представить женщину, жизнь которой бы ограничивалась домом. Даже та, кто не работает, зачастую, занимается искусством, волонтерит, участвует в различных проектах… А сотню лет назад такая свобода для женщин была только сном. Дети и дом отнимали бесчисленное количество времени, а помогать в этом деле для мужчин считалось зазорным. В рамках «Тижня жіночої солідарності», который прошел в Харькове, лекторка Евгения Губкина рассказала, как женский вопрос решался в архитектуре и к чему это привело. Мы решили немного покопаться в истории вопроса.

Франкфуртская кухня

Революция эмансипации в архитектуре началась в модернизме. Маргарете Шютте-Лихоцки – австрийская архитекторка, которая подарила современным женщинам время. В Германии, где все женщины долго жили по принципу трех К: Kinder, Küche, Kirche, по заветам позднее озвученным небезызвестным диктатором на весь мир. Дети, кухня, кирха – то, что предполагалось понимать женщине в то время. Но промышленная революция требовала и женских рабочих рук. В 1926 году для новостроев в районах для небогатых семей во Франкфурте Грета Шютте-Лихоцки спроектировала революционную на тот момент кухню. «Франкфуртская кухня» совместила в себе все необходимое и положила начало популярной традиции встраиваемой техники. По задумке это значительно экономило время и силы хозяйки, ведь все находилось на расстоянии вытянутой руки. Женщине освободили не минуты – часы для саморазвития и работы.

FrankfurterkuecheФранкфуртская кухня, 1926 г.

«Женский вопрос стоял, стоит и стоять будет. И почему-то он начинается с кухни. Возможно, иногда он ею и заканчивается. Маргарете Лихоцки посчитала, сколько в день женщина проводит на кухне, и минимизировала это время. На кухне нужно быстро что-то приготовить, а не сидеть целый день, ‒ говорит Евгения Губкина, – она взяла секундомер и просто создала пространство, не имеющее ничего лишнего».

Баухауз и его женщины

Говоря про авангард и эмансипацию, нельзя не сказать про женщин Баухауза. Пробовать новое и следовать честности авангардизма. Высшая школа строительства и художественного конструирования Bauhaus первой начала массово готовить дизайнерок и архитекторок. Она была основана в Веймаре 25 апреля 1919 года. Во главу угла здесь ставили функциональность, а одной из идей была та, что студентом мог стать любой. И в Баухауз пришли женщины. Идеи свободы и авангарда Баухауз не пришлись по вкусу фашистам. Его закрыли, а судьба тех, кто не эмигрировал, сложилась не очень хорошо.

Bauhaus-women-001Женщины Баухауза, Bauhaus Archive, Berlin, theguardian.com

Женщины Баухауза – есть такой термин – обрели свою страницу в истории архитектуры и дизайна: Анни Альберс и Гунта Штольц – одни из самых известных дизайнерок текстиля 20 столетия, Марианна Брандт – первая женщина, допущенная в мастерские по металлу, разработавшая дизайн чайника, выпускающегося до сих пор, Лотте Стам-Бейс – архитекторка, отстраивавшая Роттердам после войны, и еще множество женщин стали иконами в своих направлениях.

Новый быт и СССР. Харьковский аспект

Идеи франкфуртской кухни нашли свое отображение и в Советском Союзе. 20-30-е годы стали бумом строительства в направлении «Новый быт». Но стоит отметить, что период межвоенного модернизма – это даже не десятилетие. Строительство велось с 1926 по 1933 годы. Свое воплощение «Новый быт» как явление нашел в ряде городов – Магнитогорске, Москве, Харькове. Здесь строились так называемые жилкомбинаты – поселения, созданные по принципу нового быта – своего рода прямоугольные кварталы. По мнению архитекторов, в них человек должен был постоянно находиться в обществе – питаться на общей фабрике-кухне, водить детей в сад через специальные туннели и не выходить за пределы своего района.

«Женский вопрос в разработках архитекторов стоял рядом с детским вопросом. Если в Западной Европе кухня существовала, измененная, как компромиссная форма, то у нас кухню убрали полностью. Нет кухни – нет проблемы. Что мы делаем с детьми? Высшей формой будет отдать детей в интернат, чтобы лишить их буржуазного влияния семьи», – Евгения Губкина рассказывает, что в то время активно цитировались и изучались работы Александры Коллонтай, с ее идеологией свободной от быта женщины.

Но на соцкультбыт денег как всегда не хватало – и такие районы маргинализировались, как только стали меньше работать заводы. В Харькове дома построили, но проект не дошел до строительства туннелей, а в Москве они из красивого и функционального декора превратились в притоны для наркоманов.

ХТЗ – так в народе называют часть заводского района Харькова. Когда здесь активно строились заводы, предполагалось, что на них будут работать и женщины. Дабы освободить их от обязанностей по дому, был реализован проект жилкомбината. Построили два типа зданий – «титаники» и «американки». Первое название связано с очертаниями дома и его размерами. Кухонь там не предполагалось вообще. Длинные коридоры и бесконечные ряды комнат, способные вместить работниц и работников для бесчисленного количества предприятий. В «американках», которые, по местной легенде, строили специальные архитекторы из США, кухню оставили, правда, в максимально усеченном виде – как нишу. Представители двух архитектурных вариаций между собой не общаются – «титаники» считают прибежищем люмпенов.

WgyiZfLwo9Q (1)Район ХТЗ (соцгород) в Харькове — жилой район, предназначенный для проживания рабочих Харьковского тракторного завода

Идея школ-интернатов, в свою очередь, не нашла искреннего отклика. Хотя школу построили. Сейчас в ней свободно размещается 2000 учеников. Работницы заводов в 20-30-е годы писали обращения к руководству заводов и профильных министерств с просьбой отменить идею забирать детей из семьи в школы-интернаты на 5 из 7 дней недели – их просьбу услышали и удовлетворили. Но женщины СССР вообще не очень хотели эмансипироваться такими методами, и семьи даже находили способы провести газ в свои кухни.

Позднее такие идеи воспринимались как угрожающие здоровью людей. Их отложили в долгий ящик и вытащили только в 50-60-е годы. Именно тогда родился проект «хрущевки» – компромиссное решение между радикальными идеями более раннего модернизма и желанием освободить время женщине для работы. Насколько удачной была реализация – судить сложно. Отмечают одно – такая форма действительно освободила женщине руки и время.

Галина Михайлова

Схожі записи

«Не підливати олії у вогонь»: Тетяна Трощинська про роботу медіа в час війни

Євгенія Цебрій

Образ жінки в сучасній культурі: як побороти стереотипи

Найбільші українські компанії долучилися до проєкту з працевлаштування водійок вантажівок