Повага
Колонки

Грязная тема: разговор вместо срача

Я приятно удивлен тем, что обсуждение постельной темы в украинской музыкальной индустрии вышло за пределы социальных сетей. Именно для этого и была опубликована в нашем издании Karabas Live колонка Дениса Путинцева «Харассмент в украинском шоу-бизнесе. Мужской взгляд». Поэтому я пишу эти строки не для журнала, где работаю главным редактором, а для сайта povaha.org.ua – в знак благодарности за продолжение разговора.

Социальные сети, увы, плохое место для дискуссий. Это пространство безответственности, которое каждый использует в меру своей распущенности. На важные большие темы говорить надо обстоятельно, а не в форме комментариев-плевков.

Сексуальные домогательства – именно такая тема. Обсуждение ее в 2017 году в приложении к жизни Голливуда заставило меня заинтересоваться тем, как обстоят дела в украинской музыкальной поп-тусовке. Очевидно, что любая сфера индустрии развлечений, где фигурируют карьерные горизонты и сотни тысяч долларов, – удобная площадка для закулисного насилия. В таком ракурсе вопрос в украинских медиа не поднимался. А любая закрытая тема – причина ее открыть для общества. В этом смысл журналистики.

Те, кто считает, что колонку Путинцева мог написать кто угодно, просто глядя в потолок, глубоко ошибаются. Право написать подобный текст есть только у человека, который имеет опыт работы внутри индустрии и знает, чем дышат ее участники. Кто проводит много времени в гримерках, на ивентах, в обсуждении контрактов и их условий и т.д. В редакции Karabas Live такого человека нет – если бы мы сами попробовали говорить об этом, то погрязли бы в некомпетентности. Среди журналистов вне нашей редакции я такого человека тоже не знаю.

Поэтому я обратился за помощью к самой индустрии. С самого начала я поставил себе задачу – мне нужна точка зрения женщины и точка зрения мужчины. Я спросил у нескольких успешных менеджеров, продюсеров, артистов и артисток, готовы ли они высказаться на тему того, насколько распространены сексуальные домогательства в украинском шоу-бизнесе и как они влияют на процессы в индустрии. Самый положительный ответ был «вернемся к этой теме через пару месяцев». Я не имею права называть имена этих людей – наверно, у них были причины отмалчиваться.

Денис Путинцев оказался единственным, кто согласился говорить здесь и сейчас. Не просто говорить, а самостоятельно сделать материал. Поскольку я знал, что он занимался промо и продюсированием десятков поп-исполнителей, я знал, что в его информированности можно не сомневаться.

То, что было в итоге опубликовано – результат полуторамесячной работы над материалом. И моей как редактора, и Дениса как автора. Я давал его читать девушке, мнению которой доверяю на 100%. Она назвала колонку сексистской и указала на ее слабые места. Я попросил автора дополнить пробелы, уточнить, пояснить. Много чего вырезал оттуда. И, в конце концов, пошел на его публикацию. Почему?

Во-первых, потому, что автор показал тему с неожиданного ракурса: когда секс является одним из стандартных условий сотрудничества инвесторов и поп-исполнителей, тема домогательств резко деформируется. Речь идет не о том, что тебя ни с того ни с сего встречают в халате в гостиничном номере, а о том, что это оговаривается как пункт в совместной деятельности. Который либо принимается, либо отвергается изначально, пока еще никто и не думает раздеваться.

Во-вторых, потому, что особенности стиля автора раскрывали тему не меньше, чем упомянутые им эпизоды. Мировоззрение, манеры, интонации Дениса Путинцева, проявленные им в тексте, – продукт той системы, в которой он провел не один год и о которой рассказывает в колонке. Цинизм его оборотов и способность спокойно, без демонстрации возмущения констатировать «постельную конвертацию» в украинском шоу-бизнесе – это самое ценное, что проявила публикация колонки, и что так возмутило многих читателей. Устранение этих оборотов мною как редактором уничтожило бы суть материала. Я не имел права сглаживать все углы – иначе текст не показал бы рельефно, как деформируется система ценностей человека, годами работающего в нашей поп-индустрии.

Денис проявил смелость. То, что я вижу на лицах наших менеджеров, продюсеров и артистов из поп-среды под слоем благообразных улыбок, Путинцев показал открыто. То, что является фигой в кармане многих деятелей украинского шоу-бизнеса и пошлым антуражем для разговоров слизким шепотом, в его колонке зазвучало прямым текстом.  Я благодарен Денису за это. Противно ли мне такое видеть? Противно. Должен ли я в это всматриваться? Обязан. И предлагаю это сделать другим.

Замалчивание любой больной темы и в личных, и в социальных отношениях всегда рано или поздно приводит к эмоциональному взрыву. Нередко – к катастрофе. Именно то, что «всем все ясно, и нечего об этом говорить» – причина опухолей в связях между людьми. Любое вскрытие темы создает пространство для свободного обмена информацией и мнениями. Когда тема актуализирована в социуме, появляется шанс вести разговор открыто и конструктивно – что о секс-услугах как условии контракта, что о харассменте. Вести разговор – создавать новые преграды для насилия. Хотя бы 1 из 10 лезущих под юбку задумается о том, стоит ли это делать под риском стать публичным отрицательным героем.

Факт того, что ресурс povaha.org.ua отреагировал на нашу публикацию, успокоил меня: значит, это было не зря. Заговорили на эту тему Саша Кольцова и Ирэна Карпа. Это дает микроскопическую надежду, что могут высказаться певицы, которые находятся поближе к так называемой эстраде, где больше денег и соблазнов. Готовится материал с женским взглядом на тему и на Karabas Live.

Многие недовольны тем, что Путинцев говорит о теме, не называя имен персонажей своей колонки. На мой взгляд, цинизм этих читателей похлеще того, который накопил в себе Денис. Они хотят точные факты и фамилии людей, которые не давали на это согласия. Я поражаюсь, как у них поворачивается язык ругать Дениса.

Я знал, что этот материал оскорбит многих. Но, увы, у нас на Karabas Live еще не было материалов, которые кого-то не оскорбили. Называешь хитом песню одного артиста – морщит нос менеджмент другого. Берешь интервью у одного молодого музыканта – обижен другой. Написал новость или репортаж об этом – кто-то негодует, что не о том. Выбрал Топ-10 исполнителей – еще 20 презирают тебя за то, что их нет в списке. Для нас это бытовуха.

И последнее. Karabas Live – журнал не только о синглах, клипах и альбомах. Мы пишем о музыке в самом широком смысле – как о социальном феномене. Нам интересен любой жанр, в котором мы заметили неординарного артиста. Нам интересны все стороны жизни, которые влияют на создание и распространение музыки. Музыканты грустят, радуются, болеют, путешествуют, теряют близких, рожают детей, влюбляются, расстаются, отчаиваются, прозревают, спят, едят, верят в Бога, не верят, заключают самые разные договора. Все это влияет на то, с какой песней они выйдут к слушателю. И обо всем этом мы писали, пишем и будем писать.

Игорь Панасов, главный редактор Karabas Live

Фото: страница Игоря Панасова в Фейсбук

Схожі записи

Непомітні тенета аб’юзу

Вікторія Moriweather

Про злочинців і «провину потерпілих»

Надія Суха

Зґвалтування і кругова порука суспільства

Вікторія Moriweather