«Пишу женщину»: 5 самых известных писательниц-феминисток Восточной Европы

  • Серпень 26, 2014
  • 2720
  • 0

Сегодня общество  ставит перед «женской» литературой важный вопрос – кто есть женщина на самом деле? Как ей живется в мире, полном стереотипов и сексистских установок? Женщины сами отвечают на эти вопросы, когда начинают писать. Писательницы-феминистки Восточной Европы не только раскрывают проблемы гендерного неравенства в своих произведениях, но и размышляют о женских судьбах на сломе эпох.

Славенка Дракулич

славенка дракулич

Истории, которые Славенка рассказывает в своих произведениях, это маленькие драмы, разворачивающиеся в привычной обстановке. Ее героини – обыкновенные женщины, сильные и слабые, ежедневно остающиеся наедине с самими собой и своими «женскими проблемами». Раскрывая ситуацию с помощью деталей, на которые принято не обращать внимания, автор проводит параллель с тем, как замалчиваются и не замечаются, казалось бы, мелкие проблемы, связанные с дискриминацией женщин.

«Чтобы объяснить человеку что-то, нужно рассказать историю. Скажите, что во время коммунизма женщинам Восточной Европы было трудно достать косметику, и это будет воспринято, как сухой факт. Расскажите историю одной женщины в деталях, и ее услышат», – рассказывает Славенка. Это и объединяет ее художественные и публицистические работы – взгляд на глобальные проблемы через призму личных историй отдельных женщин.

В сборнике эссе «Как мы пережили коммунизм и даже смеялись при этом» (1991) писательница рассказывает о повседневной жизни женщин Восточной Европы в период коммунизма, трудностях, с которыми они сталкивались, пытаясь обеспечить хотя бы необходимые потребности. «Роман о Балканах» раскрывает один из ужаснейших аспект войны – массовое насилие над женщинами.  Девушка по имени С, школьная учительница из Боснии, попадает в лагерь для заложников во время Сербо-Хорватской войны 1991 года, где, после долгого насилия, оказывается беременной. «Голограммы страха» (1987) – автобиографический роман о женщине, страдающей почечным заболеванием. Ей нужно ехать в Америку для того, чтобы сделать операцию по пересадке почек (Дракулич действительно перенесла такую операцию).

Биографическая справка: Хорватская писательница и журналистка, критик коммунизма и феминистка родилась в Югославии в 1949 году, училась в Загребском университете. Журналистикой начала заниматься в 1982 году, писала на феминистские темы. В 1984 году была написана ее первая книга «Смертные грехи феминизма», а в начале 90х Славенка была вынуждена эмигрировать в Швецию, после того как ее вместе с четырьмя другими хорватскими писательницами обвинили в недостатке патриотизма, космополитизме и причислили к «ведьмам» за то, что они утверждали, что массовые военные изнасилования хорваток боснийскими сербами – это преступления мужчин против женщин, а не конфликт сербов и хорватов.

Дубравка Угрешич

дубравка угрешич

Произведения Угрешич написаны в простом, слегка ироничном стиле, с меткими, иногда слишком жестко расставленными смысловыми акцентами. Критикуя современную литературу в сборнике эссе «Читать не надо!», автор за завесой иронии и колких замечаний не может скрыть горечь осознания того, что пришедшая на смену соцреализму демократия по сути ничего не изменила – вместо пропаганды литературой управляет диктатура рынка.

Ключевым произведениям Дубравки Угрешич о женщинах является роман «Снесла Баба-Яга яичко», написанный в рамках международного литературного проекта «Мифы». Из всех сказочных персонажей писательница выбрала именно Бабу-Ягу в качестве прототипа образа пожилой женщины в социуме – она играет много ключевых ролей, но ей никогда не достанется главная, потому-что главная роль всегда достается молодым красавицам.

В основе романа – история трех пожилых подруг, которые едут на курорт;  для одной из героинь произведение кончается смертью, две другие же обретают смысл жизни. «Сначала вы их не видите. А потом вдруг в поле вашего зрения, как заблудившаяся мышь, вползает случайная деталь: допотопная дамская сумочка, чулок, сползший до деформированной, утолстившейся лодыжки, нитяные перчатки на руках, старомодная шляпка на голове, редкие седые волосы, отливающие фиолетовым цветом. Обладательница прически в фиолетовых тонах подергивает головой, как игрушечная механическая собачка, и улыбается бледной улыбкой…», – в иронических описаниях сквозит философская, почти уэльбековская грусть – время неумолимо уродует даже самых прекрасных женщин, превращая их в безобразных, беспомощных старух.

Биографическая справка: Хорватская писательница, публицист и переводчица родилась в 1949 году в Хорватии. окончила Загребский и Московский университеты. Работала в Институте литературоведения Загребского университета в проекте «Словарь русского авангарда».

Как и Славенка Дракулич, Угрешич была в числе причисленных к «ведьмам» писательниц, которые в начале 90-х были вынуждены уехать из Хорватии. Сейчас она живет и работает в США и Нидерландах, ее книги более известны на Западе, чем на родине. Дубравка Угрешич награждена многими престижными премиями по литературе, среди которых премия Шарля Вейонна за эссеистику (Швейцария), премия Томаса Манна (Германия, 2000), Независимая премия за иностранную литературу (Великобритания) и др.

В своем литературном творчестве писательница не ограничивается каким-то определенным жанром, среди ее работ есть сказки для детей, романы, эссе, новеллы. В 1984 году один из романов писательницы, «Штефица Цвек в зубах жизни»(1981), был экранизирован режиссером Райко Грличем.

Катержина Тучкова

катержина тучкова

Известность в литературе Тучковской принес роман о женщинах – целительницах из Белых Карпат «Житковские богини», за который писательница получила премию Йозефа Шкворецкого и читательское отличие премии Чешская книга.

Главная героиня романа – Дора Идесова, этнограф, последняя из рода целительниц из Белых Карпат, которых называли «богинями». Девушка не переняла знания предков, передающиеся из поколения в поколение, но интерес к прошлому побудил ее исследовать историю своего рода. Узнавая все новый подробности по ходу расследования, Дора все больше приобщается к таинственной традиции свободных «богинь», переживая кризис идентичности.

«Богини» в романе – сильные, свободные, волевые женщины, передающие свой целительский дар от матери к дочери. Из века в век они подвергались преследованиям со стороны власти и церкви – типично мужских общественных институтов, но научились выживать и оберегать семейные традиции. Отчасти такая расстановка гендерных акцентов в романе обусловлена собственным опытом писательницы – ей пришлось пережить насилие в семье, связанное с алкоголем. В трудную минуту ее поддержали родные женщины – мама, бабушка и сестры.

Однако сама Катержина говорит, что намеренно не пыталась сделать роман феминистическим. Этого требовал сам исторический факт того, что жертвами были богини, то есть женщины, которые сталкивались с дискриминацией в суровом мужском мире.

Биографическая справка: Современная чешская писательница и куратор арт-проектов. Родилась в 1980 году в Брно, закончила Масариковый университет. В 2004 году основала проект ARSkontakt – ежегодную выставку современного искусства.

Даниэла Годрова

hodrova_daniela1

На арену феминистической прозы Годрова вышла в 1994 году, после написания романа «Иванов день».

«Иванов день» (также переводится как «День Перуна»)  – роман о четырех женщинах-подругах, живущих в районе улицы Перуна в Праге, единственной улицы города, названной в честь языческого божества. Фамилии героинь символичны, происходят от имен древних евангелистов: Маркова, Иоанова, Лукина и Матвеева. Роман построен на контрастах – невероятные, сказочные события происходят с героинями на реалистичных, современных улицах Праги, среди модных магазинов и новостроек.

Рассказывая о женщинах со сверхспособностями,  хрупких, но  обладающих бесценным даром, живущих в современном мобильном мире, Даниэла раскрывает тему внутренней силы женщины, чувствительности и слабости, которая хранит в себе громадный потенциал, способный перевернуть мир. Одна из героинь, Иоанова – инвалид-колясочник. Она не может ходить, но ее способности позволяют ей видеть фантастические сны и видения. Одним из видений Иоановой и заканчивается роман: «…Лишь святая Людмила безуспешно пыталась вытащить свое облачение из цепи, никто не приходил ей на помощь, несмотря на то, что площадь была полна возбужденных людей, которые вышли освежиться после бури».

Биографическая справка: Чешская писательница, филолог, историк, специалист по сравнительному литературоведению, лауреат Государственной премии по литературе и Премии Франца Кафки.

Даниэла родилась в 1948 году в семье актера, однако продолжателем семейной традиции не стала. Защитив диплом Карлова университета по творчеству Андрея Белого, Годрова несколько лет работала в столичном издательстве Одеон, пока в 1975 не началась ее академическая карьера в Институте чешской литературы АН. Прирожденная исследовательница, автор трех научных трудов, Годрова реализовала себя не только в науке, а и как автор художественных произведений. Как писательница она дебютировала в 1991 году с трилогией романов «В двух лицах», «Куклы» и «Тета», и уже год спустя, в 1992 году вышел ее следующий роман «И стал град».

Ольга Токарчук

ольга токарчук

Опыт работы психологом наложил отпечаток на мировосприятие и творчество писательницы. В ее романах постоянство человеческой души противопоставляется изменчивости, текучести окружающего мира – ядро человека не подвластно эволюции, где-то глубоко внутри мы не меняемся после любых, порой даже самых сильных внешних перемен.
Тема женщин в произведении Ольги Токарчук раскрывается также через ее взгляд на мир, как психолога – в первую очередь ей интересны не сами события, а то, как человек их воспринимает.

Повесть «Е.Е» – это история молодой девушки из польско-немецкой семьи Эрны Эльцнер, которая в подростковом возрасте открывает в себе паранормальные способности. Став медиумом, через некоторое время девушка теряет свой дар. Взгляд на реальность сквозь отрывки снов, мыслей, чувств и воспоминаний рисует читателю объемную картину, пропуская его не только в вещественный мир героини, а и предоставляя возможность ощутить то, что она переживает в своем сознании.

История Эрны отнюдь не вымышлена, в основу повести «Е.Е» положена история реальной женщины, обладавшей чрезвычайными способностями, которую исследовали психиатры и спириты.

Биографическая справка: Польская писательница с украинскими корнями, поэтесса, психолог, лауреат литературной премии «Нике». Ольга родилась в Сулехуве в 1962 году, после учебы на факультете психологии Варшавского университета работала психотерапевтом. Ее первый роман, «Путешествие людей книги», вышел в 1994 году. Увлекшись литературным творчеством, Ольга уволилась с работы и посвятила себя писательству.

Людмила Ермилова

Поділитись з друзями

Схожі записи Схожі записи

© 2014 Povaha.org.ua. Сайт кампанії проти сексизму у політиці і ЗМІ.
Використання матеріалів povaha.org.ua дозволено лише за попередньої згоди правовласників. Передрук матеріалів можливий за умови публікації активного гіперпосилання на сайт у першому абзаці. Редакція може не поділяти думки авторів у розділі "Колонки".
Листи зі пропозиціями та зауваженнями можна направляти на електронну адресу povaha.org.ua@gmail.com
Facebook Twitter

Система Orphus